Автобиография

Родился в Баку. В детстве, в результате травмы позвоночника, четыре года лежал в больнице, в гипсе, неподвижно. До 12 лет ходил в лечебном гипсовом  корсете, а  после упорных тренировок, уже в старших классах участвовал в общегородских соревнованиях, отстаивая честь  спортивной школы.  Преодолевая болезни тела и невзгоды, я понял важность оптимистического восприятия будущего и веры в способность Человека и Человечества преодолеть имеющиеся и намечающиеся трудности. Популяризацией идей о бесконечных возможностях Человека и бессмертии Человечества  я занимаюсь, всю сознательную жизнь.

Мои научно-фантастические рассказы, повести, фильмы, живописные полотна и проекты космических поселений я считаю своим посильным вкладом в дело формирования оптимистического космического сознания.

Поменяв множество профессий и работ (от художника, мультипликатора и архитектора до сценариста, кинорежиссера и педагога) я убедился в силе воздействия искусства на формирование личности.

В 1970 году цикл моих рисунков и картин принес мне Главную премию на Международном Конкурсе художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». Часть этих картин была посвящена освоению Солнечной Системы, причем некоторые из них являлись наглядным изображением моих архитектурных проектов. Несколько картин, посланных мною в 1969 году на этот конкурс, были опубликованы в 1971 году (вместе с работами художника-фантаста Андрея Соколова и космонавта Алексея Леонова) в апрельском номере журнала «Техника молодежи», посвященном 10-летию полета Юрия Гагарина. На одной из них изображен марсианский город, построенный в тектоническом разломе. Как выяснилось позднее пресловутые марсианские канала  представляют собой сеть тектонических разломов, склоны которых я еще в шестидесятых годах предлагал использовать в качестве готовых стен, надежно защищающих от метеоритов (как и склоны марсианских и лунных кратеров).

В картинах шестидесятых-восьмидесятых годов, я постоянно возвращался к теме дальнейшего освоения космоса. Поселения в открытом космосе, а также построенные в кратерах и трещинах Луны, Марса, Меркурия и Ганимеда, города парящие в атмосферах Венеры, Юпитера и Сатурна — вот тема моих картин и рисунков того времени. Часть этих работ были опубликованы, спустя десятки лет. К примеру, мою картину «На Ганимеде» репродуцировали в 1982 году в книге В.Д. Захарченко «Наперегонки со временем», рисунок «Строительство в лунной трещине» был опубликован в 4 -м номере журнала «Техника молодежи» за 1984 год, картина «Тишина», на которой изображена база на Меркурии, воспроизведена в книге А. Осипова «Фантастика от А до Я» 1999 года издания, а эскиз к мультфильму «Вампиры Геоны», на котором изображен биоархитектурный ансамбль, — в январском номере журнала «Техника молодежи» за 2000 год.

Немало моих картин было посвящено произведениям Циолковского, таким как «Вне Земли», «Грезы о земле и небе», «Жизнь в межзвездной среде». На этих полотнах («Космическая мадонна», «Балет в невесомости», «Сбор плодов в космической оранжерее» и т.д.) изображен быт «эфирных городов», как называл Циолковский поселения в открытом космосе.

Мне всегда была близка мысль Циолковского о том, что «Земля — колыбель Человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».  Уверен: лишь дальнейшее освоение космоса позволит решить проблемы экологии, демографии, энергетики, а также избежать гибели человечества в результате планетарных или космических катаклизмов.

В 1979 году, (уже будучи дипломированным архитектором), я выступал на «Чтениях Циолковского» со статьей «О формообразовании космических поселений». В этой статье мной рассмотрены (с чертежами и формулами) вопросы рождения новой «космической» эстетики, сформированной в условиях невесомости и искусственной гравитации. В том же году по просьбе сотрудников Дома-музея Циолковского я передал им слайды со своих работ, навеянных трудами основоположника космонавтики..

В 1980 году я участвовал в телепередаче «ЭВМ» («Это Вы Можете»), во время съемок которой специалистов (а на передаче присутствовали ученые, инженеры и космонавты) заинтересовал мой проект «Большой Конус», развивавший идеи Циолковского, с учетом возможностей современных технологий (впервые этот проект был озвучен мной на «Чтениях Циолковского» в 1979 г.). Подробно о космическом поселении «Большой Конус» рассказано в моей научно-популярной книге «Неоткрытые тайны прошлого» издательства «Лабиринт».

После окончания «Высших курсов сценаристов и режиссеров» (в 1984 году) я снял более десятка фантастических мультфильмов, в которых выступал в качестве сценариста, режиссера и художника-постановщика. В своих фильмах я пытался в  популяризировать идею о возможности бесконечного развития земной цивилизации в ходе дальнейшего освоения космоса.

Мультфильмы «Миссия пришельцев», «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны», «АМБА -1» и «АМБА-2», созданные мною в студии «Мульттелефильм»  объединения «Экран», являются лишь началом большого сериала «Звездный мир», в котором представители разных национальностей осваивают космос. Причем в фильмах «АМБА-1» и «АМБА-2» рассматриваются варианты освоения космоса методами генных архитектурно-строительных технологий (АМБА — расшифровывается как Авто-Морфный Биоархитектурный Ансамбль).

К сожалению, в 1996 году студия «Мульттелефильм» была закрыта и с тех пор я не могу найти спонсоров для продолжения съемок сериала. С первыми фильмами сериала «Звездный Мир» многие знакомы: их часто показывают по телевидению, а видеокассеты с ними продаются в магазинах и киосках («Новогодний мультсборник» и «Мультсборник №48» студии «Крупный план»).

Параллельно с работой в студии «Мульттелефильм» я создавал рекламные и музыкальные клипы. В 1994 году мой клип «Корифана» для группы «Дюна»(кстати, первый рисованный клип) стал финалистом конкурса «Овация». В общей сложности создал более сотни рекламных клипов и некоторое время вел курс «Анимация в рекламе» в мастерской Юрия Грымова.

Начиная с середины семидесятых годов читал лекции по темам: «Загадки Мироздания», «О возможностях зарождения жизни (в том числе и разумной) во Вселенной», «Перспективы освоения Космоса» и т.п…. Эти выступления сопровождал демонстрацией слайдов со своих живописных работ и показом своих фильмов. А встречи с подростками в школах, кинотеатрах, во Всероссийском пионерлагере «Орленок» (в детской обсерватории которого я  проработал одно лето преподавателем астрономии)  укрепили мою веру в важности моего дела. Ведь именно в детстве, когда быт и сложности обыденной жизни еще не заслонили  многогранность Мироздания, человек, вступающий в жизнь, стремится познать не только то, что окружает его в повседневной жизни, но и то, что находится «за горизонтом».

Еще будучи студентом архитектурного института (четверть века назад!) я разработал проект  Детского Центра  с уникальным трансформирующимся кинозалом  и Музеем Фантастики. С годами я все больше убеждаюсь в том, что достижения современной науки, и техники должны быть мобилизованы для пробуждения у детей и подростков стремления к познанию тайн Мироздания и внедрению в их сознание оптимистического взгляда на будущее Человечества!.. той теме был посвящен мой доклад на конференции ЮНЕСКО.

Правильное воспитание — единственно верный путь формирования гармоничного человека. Когда творческий труд становится потребностью, доставляющей наслаждение, когда человек побеждает свое эгоистическое начало и осознает себя не только самобытной личностью, но и частичкой Человечества, лишь тогда возможно гармоничное общество.

Надеюсь, рано или поздно, люди, обладающие властью и деньгами, поймут важность создания подобного Детского Центра и его финансовую выгодность. Ведь такой Центр будет пользоваться не меньшей популярностью, чем «диснейленды» и принесет немалые доходы.

Осознание всеми того, что все мы, жители планеты Земля, сможем обеспечить бессмертие нашей цивилизации, лишь объединив усилия в освоении бесконечных ресурсов Вселенной, является, на мой взгляд, залогом оптимистического взгляда на будущее Человечества и важнейшим условием построения будущего!..