Беседа с Г.И. Тищенко

АВТОР: SO_KIR_KIN ИНТЕРВЬЮ

Г.И. Тищенко

Я давно искал  встречи с Геннадиев Ивановичем Тищенко, но известный художник живёт в довольно активном ритме, несмотря на свой возраст, поэтому связаться с ним тяжело. Наконец недавно, я смог найти его контакты. И, как всегда, столько вопросов, столько тем прокручивалось в голове, а как созвонился, из-за нехватки времени, а то и не всегда хорошем качестве связи, многое осталось не досказанным.

Тем не менее, кое-что я успел записать, кое-что запомнить. Для меня это знаменательное событие, я с самого детства был впечатлён его историями об инспекторе Янине.

Конечно же, меня интересовало как Геннадий Иванович пришёл к тем образам, которые изобразил в своих картинах.

От рассказов к мультфильмам

Я неоднократно отмечал, что «А.М.Б.А.», это настоящий био- и киберпанк, а ведь написал свои истории художник ещё в далёкие 70-е, когда на Западе об этом жанре никто ничего не знал, да и, в целом, киберпанк считается детищем 80-х. Увы, но наша извечная закрытость общества привела к тому, что замечательное, обогнавшее своё время, творение так и не вышло за пределы СССР, а теперь России.

Вампиры Геоны

Геннадий Иванович сразу отметил, что любая картина – коллективный труд, а что касается «А.М.Б.А.», то немалую роль в изобразительном решении картины сыграл молодой художник Александр Ерёмин (кстати, в образе Макса из «А.М.Б.А.», он воплотил себя, а Геннадий Иванович представил свой идеализированный образ в инспекторе Янине). Для него это стало очень почётной работой, так как когда-то его заинтересовал рассказ Геннадия Ивановича, опубликованный в сборнике «На суше и на море».

Александр Ерёмин был полностью самоучкой, но он привнёс в создание картины интересные идеи и свежую струю. Тогда уже были популярными анимэ и комиксы, в том числе ими интересовался и Александр, что и наложило отпечаток на эстетику фильма.

Несмотря на сжатые сроки и маленький бюджет, «А.М.Б.А.» была закончена, вызвав настоящий резонанс в среде мультипликаторов и любовь зрителей.

Геннадий Иванович вспоминал, что их работы были показаны на ежегодном отчёте. Он отчётливо запомнил, как после показа «А.М.Б.А.» в зале воцарилась тишина. Все были поражены, так как фильм такого уровня был снят на какие-то копейки, к тому же студией, которая считалась по уровню анимации ниже знаменитого «Союзмультфильма». Для примера, на «Союзмультфильме» работало около 600 специалистов, против 200 в «Мультелефильм».

История, канувшая в лету

Мне грустно было слышать, что планировалось снимать 24 серии об инспекторе Янине, которые должны были быть показаны каждое воскресенье, но мечтам не было суждено сбыться.

Беседа с Г.И. Тищенко

Студию нагло отобрали представители «НТВ» в 1995 году.

Несмотря на договор Геннадия Ивановича с соруководителем студии на право её использования, записями с мультфильмами начали распоряжаться другие люди. Г. Тищенко вспоминает, что прошло какое-то время, и он с удивлением обнаружил продажи видеокассет, а потом и DVD с их работами.

Предприимчивые ребята из «Крупного плана» прибрали всё к рукам, сделав на мультфильмах неплохие деньги. Художник пояснил, что так они решили это не оставлять. Но приглашённые ими адвокаты откровенно сказали, что в этом замешаны огромные деньги и правды вряд ли здесь добиться (а ещё это были 90-е и всё могло закончиться непредсказуемо – прим. ред.).

Тяжёлые времена

Для Геннадия Ивановича, как и для многих его коллег на тот момент, наступили трудные времена. Как вспоминал художник, приходилось перебиваться коммерческими работами, чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги. Приходилось рисовать портреты на Арбате, да и сейчас, несмотря на свой возраст, Геннадий Иванович затрачивает на дорогу до места работы около 8-ми часов.

На мой вопрос, не пробовал ли он искать спонсоров, меценатов, художник пояснил, что в области кинематографа сложная ситуация. Всем заправляют четыре крупных «клана». Первый клан Михалкова, второй – Бондарчука, затем идёт клан представителей армянской и клан еврейской диаспоры (кстати, «Союзмультфильм» даже называли «синагогой»).

Как я понял со слов Геннадия Ивановича пробиться через них очень тяжело.

А ведь были работы, которые и вовсе преднамеренно портили, многие идеи так и пылятся на полках.

Мэтры анимации

Не мог я обойти стороной и другие мною любимые картины советской анимации. Как-никак, а труд этих художников, поистине заслуживает внимания. Мы поговорили о Тарасове и его «Контакте» и «Контракте», я вспомнил шикарный мультфильм – «Полигон» художника Петрова. Он использовал сложную технологию, если обычно в день уходит 50 фаз при работе над картиной, то у Петрова выходило не больше 2-х.

Полигон

Кадр из мультфильма «Полигон»

Кстати, Тарасов, создавая не менее знаменитый «Перевал», позаимствовал рисунки у Фоменко, ныне печально известного своей «шедевральной альтернативной историей».

Перевал

Кадр из мультфильма «Перевал»

Фантастика в России

Не смог я обойти и эту тему, тем более что меня обвиняли некоторые читатели в предвзятости к нашей фантастике. Я поинтересовался у Геннадия Ивановича, почему же мы так и не вышли в авангард мировой фантастики, ведь у нас были интересные авторы, интересные идеи.

Художник пояснил, что, по его мнению, в редакторах, за редким исключением, сидят перестраховщики, не очень эрудированные люди, которым было проще всего зарубить что-то новое, что-то непонятное, непривычное.

Многие в кругах писателей, в том числе и фантастов, были диссидентски настроены. Они поддерживали, соответственно, своих единомышленников.

Геннадий Иванович упомянул Стругацких. Он уважает и ценит советских фантастов, но своим творчеством они, как и многие другие писатели, с диссидентской подоплёкой, подорвали авторитет советской литературы, в том числе и фантастики.

К сожалению, не могу передать всю беседу целиком, но могу заверить, разговор вышел интересным и даже душевным. Мне остаётся только пожелать Геннадию Ивановичу здоровья и творческих успехов.

Надеюсь, инспектор Янин всё же вернётся в нашу анимацию.

Источник: ТУТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *